29 мар. 2024

Как удалить отзыв через суд?

Отзывы на картах и геосервисах - важный источник информации о вашей компании как для ваших клиентов, так и для ваших конкурентов. Недобросовестные действия со стороны таких пользователей могут привести к тому, что о вашей о компании будут распространяться сведения, порочащие честь, достоинство и деловую репутацию.

Процедура удаления отзыва через обращение на площадку, на которой этот отзыв опубликован, к сожалению, не всегда бывает успешной. Вам могут предложить прокомментировать видение ситуации со своей стороны.

Если вы категорически не согласны с фактами, изложенными в отзыве, то вы можете инициировать процедуру удаления отзыва через суд, и, поверьте, при правильно составленном обращении суд будет на вашей стороне.

Сведения должны одновременно отвечать всем трем условиям.

Решение об удовлетворении иска о защите чести, достоинства и деловой репутации выносится судом в случае установления совокупности трех условий:

а) сведения должны носить порочащий характер,

б) быть распространены,

в) не соответствовать действительности.

Отсутствие хотя бы одного обстоятельства из обязательной совокупности условий для удовлетворения иска.

А) Сведения носят порочащий характер

На ком лежит обязанность доказать: заявитель по делу.

Что надо доказать: сведения являются порочащими.

Порочащими являются не соответствующие действительности сведения, содержащие утверждения о нарушении гражданином или юридическим лицом действующего законодательства или моральных принципов, которые умаляют честь и достоинство гражданина либо деловую репутацию гражданина или юридического лица.

Порочащими, в частности, являются сведения, содержащие утверждения о:

  • нарушении гражданином или юридическим лицом действующего законодательства,

  • совершении нечестного поступка,

  • неправильном, неэтичном поведении в личной, общественной или политической жизни,

  • недобросовестности при осуществлении производственно-хозяйственной и предпринимательской деятельности,

  • нарушении деловой этики или обычаев делового оборота,

  • которые умаляют честь и достоинство гражданина или деловую репутацию гражданина либо юридического лица.

Б) Факт распространения

На ком лежит обязанность доказать: заявитель по делу.

Что надо доказать: сведения распространены.

Под распространением сведений, порочащих честь и достоинство граждан или деловой репутации граждан и юридических лиц понимается опубликование таких сведений:

  • в печати,

  • трансляцию по радио и телевидению,

  • демонстрацию в кинохроникальных программах и других средствах массовой информации,

  • распространение в сети Интернет,

  • изложение в служебных характеристиках,

  • публичных выступлениях,

  • заявлениях, адресованных должностным лицам,

  • сообщение в той или иной, в том числе устной, форме хотя бы одному лицу.

2Gis, Flamp, Яндекс Карты и другие геосервисы, на которых любой пользователь сайта имеет возможность разместить свое мнение относительно той или иной организации, в том числе и анонимно - являются площадками, специально предназначенными для выражения мнения о товарах и услугах.

В) Сведения не соответствуют действительности

На ком лежит обязанность: заявитель не обязан доказывать, что сведения не соответствуют действительности.

На ответчика же возложена обязанность доказать, что распространенные им сведения соответствуют действительности.

Что надо доказать: факт того, что сведения соответствуют действительности

Сведения, порочащие честь, обычно содержат утверждения о конкретных фактах, которые могут быть проверены на предмет их истинности или ложности. Отсутствие указаний на конкретные данные и обстоятельства в высказываниях ответчика, что означает, что эти сведения носят скорее оценочный, а не фактический характер.

Оценки, мнения - это категория субъективного характера неразрывно связанная с отдельной личностью, вследствие чего, требования о подтверждении их достоверности нереализуемо. Даже если информация является негативной, то она не может определяться как порочащая деловую репутацию.

При этом не требуется доказывать соответствие действительности каждого отдельно взятого слова или фразы в оспариваемом высказывании. Лицо, которое распространило сведения, обязан доказать соответствие действительности оспариваемых высказываний с учетом буквального значения слов в тексте сообщения. Установление того, какие утверждения являются ключевыми, осуществляется судом при оценке сведений в целом.

Давайте сравним два отзыва:

  • «Учит плохо. Пустая трата времени» – такой отзыв представляет собой субъективное мнение автора отзыва, поэтому суд отказал в удовлетворении заявления о признании сведений несоответствующими действительности, порочащими честь, достоинство, деловую репутацию.


  • «Обратилась к Ю.В. с просьбой подготовить справки для получения налогового вычета за 20, 21, 22 г., получила отказ. Она деньги принимает за обучение только наличные, безналично оплату не принимает. Скрывает свою прибыль, чтоб налоги не платить.» - такой отзыв суд признал несоответствующим действительности и порочащим честь, достоинство, деловую репутацию.

Однако здесь следует отметить, что если субъективное мнение было высказано в оскорбительной форме, унижающей честь, достоинство или деловую репутацию лица, на распространителя может быть возложена обязанность компенсация морального вреда, причиненного лицу оскорблением (статья 130 Уголовного кодекса Российской Федерации, статьи 150, 151 Гражданского кодекса Российской Федерации).

На что еще важно обратить внимание:

Вы должны предпринять действия для опровержения сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию.

Мы всегда рекомендуем отвечать на все отзывы, в том числе и негативные отзывы. Как показывает судебная практика, в случае защиты ваших прав в судебном порядке это является дополнительным аргументом в вашу пользу.

Для того, чтобы контролировать отзывы и своевременно получать информацию о новых отзывах сервис MyReviews предлагает настроить уведомление о новых отзывах на почту и в телеграм, а также воспользоваться функцией перехвата негативных отзывов для того, чтобы негативный отзыв не был опубликован в публичном пространстве.

Зарегистрироваться

Не пропустите отзыв, который может нанести значительный удар по деловой репутации вашей компании.

Читайте также:

  1. Как сервис MyReviews перехватывает негативные отзывы

  2. Как настроить получение отзывов в Телеграм

  3. Современная электронная книга жалоб