22 нояб. 2024

Как отвечать на позитивные, негативные и поддельные отзывы клиентов

Отзовики и геосервисы дают возможность клиентам делиться отзывами о компаниях и брендах с миллионами других потребителей. Отзывы покупателей формируют общественное мнение, а ответы бренда - подкрепляют это мнение.

В этой статье рассмотрим аспекты реагирования на отзывы: обработку положительных и отрицательных отзывов, а также борьбу с поддельными отзывами


Зачем отвечать на отзывы

Ответы на отзывы - это затраты на мониторинг, фактчекинг, написание ответа и урегулирование конфликтных ситуаций в персональном порядке. Чтобы выделить необходимые ресурсы на работу с обратной связью, важно понимать, зачем компании отвечать на отзывы.

Ответы на отзывы формируют отношение к вашему бизнесу. Внимательные и продуманные сообщения помогают завоевать доверие клиентов и превратить их в преданных покупателей. Работа с негативными отзывами демонстрирует готовность к диалогу, способность встать на сторону клиента и взять ответственность за его негативный опыт.


Когда отвечать на отзывы

У ответов на отзывы есть четкий тайминг, обозначенный самими покупателями. По данным опроса BrightLocal, только 10% клиентов не ждут ответа на свою рецензию. 21% покупателей ожидают ответ на отзыв в течение суток, 40% - в течение трёх дней, а 25% готовы ждать 2 недели и дольше.

Каждый 5 клиент ждет ответ в ближайшие 24 часа. Это короткий срок для занятых руководителей и команд, у которых много других маркетинговых и бизнес-задач.

MyReviews проводит мониторинг отзывов о компании на 14 востребованных площадках. Уведомления о новых отзывах отправляются директору или менеджеру в Telegram или на почту. Сервис значительно экономит ресурсы на ежедневную проверку геосервисов и составление отчетов о новых отзывах.



Как ответить на положительные отзывы

Позитивные рецензии - это цель работы с обратной связью. Положительные отзывы доказывают аудитории, что ваш бизнес надежен, и дают потенциальным клиентам представление, чего ожидать от взаимодействия с компанией.


Всегда вызывает удивление, когда организация уделяет внимание исключительно негативным отзывам, игнорируя лонгриды довольных клиентов, фантастические фотографии и видео.

Если вы отвечаете только на отрицательные отзывы, это создает плохое первое впечатление о компании. Клиент видит, что положительными обзорами и лояльными клиентами пренебрегают, концентрируя внимание только на чистке негатива и полемике с недовольными гостями.

Отвечать на положительные отзывы обязательно, как и на любые другие отзывы. Чтобы облегчить себе написание отзыва, используйте нашу структуру ответа и придерживайтесь следующий рекомендаций.


Пункт 1. Персонализированное приветствие

Поздороваться с клиентом — правило хорошего тона. В геосервисах (Яндекс Картах, 2ГИС или Google maps) у пользователей есть никнеймы, где часто указано имя или ФИО. Не пренебрегайте обращением по имени, если оно указано в профиле клиента.

“Добрый день, Ольга!” или “Добрый день!” лучше, чем “Уважаемый клиент!” или отсутствие приветствия вовсе.


Уместно и интересно выглядят приветствия в тематике заведения. Например, итальянский ресторан обращается к клиенту с приветствием buon giorno, а кофейня в стилистике Гарри Поттера называет гостей волшебниками и волшебницами.

Пункт 2. Благодарность за отзыв

Поверьте, вам есть за что поблагодарить клиента. Только 5% из всех клиентов компании, напишут о ней онлайн-отзыв. Отзывы этих лояльных клиентов обеспечивают компаниям до 20% продаж.


Шаблоны:

>> Спасибо за развернутый отзыв

>> Благодарим вас от всей души за такой невероятно приятный отзыв

>> Благодарим за такой приятный и детальный отзыв

>> Благодарим вам за столь подробный отзыв и высокую оценку нашей работы


Пункт 3. Внимание к деталям

Обратите внимание, что или кого хвалит посетитель, и отреагируйте на это в ответе. Так сообщение станет более личным, а не отчужденным и клишированным.

“Мы рады, что вам понравились авторские коктейли”

“Коктейль Космополитен - наш хит на все времена”

“Обязательно передадим благодарность бармену Андрею”


Пункт 4. Бонус или промо

Если правила геосервиса позволяют, предложите клиенту бонус за отзыв. Например, купон на чашечку капучино в подарок или скидку на заказ при предъявлении отзыва. Для клиента это послужит поводом вернуться.



Также можно дать рекомендацию клиенту и промоутировать другую услугу или позицию:
“У нас есть отличные органайзеры для одежды, которые подходят к вашей модели чемодана”
“Приходите в субботу на Martini Night, где будет еще больше коктейлей”

Пункт 5. Ждем вас снова!

Выразите надежду, что клиент вернется в ваше заведение. Если у вас специфический бизнес, например, ритуальные услуги или наркологическая клиника, то “До скорых встреч” лучше заменить на пожелание или напутствие.

Шаблоны:

>> Будем рады видеть вас снова!

>> С нетерпением будем ждать вас в гости!

>> До новых встреч!

>> Будем рады снова видеть вас в нашем [ магазине ]


Рекомендации для ответа


Будьте доброжелательными

Откажитесь от сухого “Спасибо за приятный отзыв”, отвечайте динамично и искренне. Желательно, чтобы длина ответа соответствовала наполненности обзора. Подготовьте развернутое сообщение для клиентов, которые оставили объемный отзыв. Если вы ответите только благодарностью, у клиента возникнет ощущение, что вы не увидели ничего примечательного в его заметке.


Сохраните тональность бренда

Tone of voice - это тональность, с которой бизнес общается в медиаполе. Не может панк-бар отвечать на отзывы: “Добрый день, Юлия! Нам приятно получить ваш отзыв”. Выходите за рамки, если формат вашего бизнеса позволяет это. Используйте узнаваемые фразы или стиль общения, если компания связана с популярным фильмом, книгой, игрой или субкультурой.


Используйте клише аккуратно

Клише в ответах - краеугольный камень. С одной стороны, выше в статье мы предложили набор клишированных фраз, а с другой - некоторые фразы уже набили оскомину покупателям.. Самый яркий пример: “Нам важно ваше мнение”.


Какой выход из ситуации? Используйте клише, как скелет, но разбавляйте текст персонализированной благодарностью или тсылками на отзыв клиента (как в п.3). Избегайте ответов, которые состоят исключительно из клише.


Как отвечать на негативные отзывы

Негативные отзывы вызывают бурную реакцию владельцев бизнеса. Представители компании часто перенимают импульс от разозленного клиента и отвечают агрессией на агрессию: запугивают клиента, выставляют его дураком или вруном. Это катастрофическая модель поведения.

Самый большой урон от негативного отзыва - что обзор прочитает потенциальный клиент и, возможно, изменит решение о покупке. Неадекватная реакция компании гарантирует потерю покупателя. Проверенная стратегия работы с негативом — реагировать на отзыв, прежде чем рецензия отпугнет будущих клиентов. Сделайте это, и восприятие потребителей немедленно улучшится.


Пункт 1 и 2. Приветствие и благодарность

Начните отзыв с приветствия и благодарности, как и для хорошего отзыва. Да, негативный отзыв тоже приносит пользу компании. И дело не только в “точках роста”, но и в достоверности отзывов, которые публикуются на площадке. Хорошим вариантом будет написать: “Спасибо, что подсветили моменты, которые мы можем улучшить”.


Шаблоны:

>> Мы очень признательны и ценим то, что вы нашли время поделиться с нами своей оценкой

>> Большое спасибо, что поделились с нами своим опытом

>> Большое спасибо, что нашли время оставить нам отзыв

>> Спасибо за подробную обратную связь

>> Нам важно мнение наших гостей, чтобы совершенствоваться и становиться ещё лучше


Пункт 3. Извинения

Даже если это не вина компании, всё равно извинитесь. Это укрепить доверие между брендом и клиентом. Кроме того, людей часто отталкивают бренды, которые слишком идеальны или слишком горды, чтобы извиняться. Как и в остальной части ответа, извинения должны быть краткими и приятными. Понимайте разницу между “Нам очень жаль” и “Мы извиняемся”. Если в отзыве убедительно описан инцидент, который произошел по вине компании, лучше взять ответственность и извиниться.


Шаблоны:

>> Вы правы, что подобная ситуация неприемлема. Нам жаль, что ваш вечер был испорчен

>> Сожалеем, что визит оставил неприятные впечатления

>> Приносим искренние извинения за сложившуюся ситуацию


Пункт 4. Объяснения вместо оправданий

Даже если ситуация, в которую попал клиент, была единичной и экстраординарной ​​— признайте опыт клиента. В то же время заверьте его, что вы придерживаетесь высоких стандартов.

Сравните примеры:
“По выходным в ресторане полная посадка, поэтому время ожидания увеличивается. Это нормальная практика в общепите”

“Вы правы, что подача была слишком долгой. Теперь при полной посадке официанты будут предупреждать об увеличенном времени ожидания до того, как гость закажет блюдо”


Пункт 5. Решение или компенсация

Вариант решения есть в примере выше. Предложив решение, вы убедите потенциальных клиентов, что ответственно относитесь к обратной связи. Однако вряд ли сможете вернуть разочаровавшегося посетителя.

Компенсация за негативные отзывы – неоднозначный подход. С одной стороны, это помогает урегулировать конфликт и продемонстрировать открытость бренда. С другой стороны, существует риск злоупотребления этими бонусами и намеренной публикации плохих обзоров. Всё же маркетологи считают, что небольшой жест в виде скидки или купона влияет на превращение разочарованного клиента в постоянного.


Шаблоны

>> Будем благодарны, если Вы поделитесь датой визита здесь или на почту mycompany@mail.ru, чтобы мы смогли разобраться в произошедшем

>> Пожалуйста, свяжитесь с нами по этому номеру телефона ***, чтобы мы могли исправить ситуацию


Пункт 6. Контакт для связи с менеджером

Продемонстрируйте заботу и вовлеченность: укажите контактные данные компании (email, телефон), чтобы клиент мог связаться с вами и решить проблему. Это повышает доверие и показывает нацеленность на результат.



Ошибки при ответе на негативные отзывы


Метод “Страуса”

Не стоит прятать голову в песок и игнорировать негатив. Крупные бренды нормализовали быстрые и лояльные ответы на претензии, поэтому покупатели ожидают от локальных брендов схожей реакции. Молчание компании воспринимается как красноречивый ответ: “Нам всё равно. Мы не заинтересованы разбираться в ситуации. Мы не встанем на сторону клиента, если возникнет проблема с доставкой, персоналом или товаром”.


Эмоциональный ответ

Если раньше о перепалке с администратором клиент мог рассказать 5-7 знакомым, то теперь фамильярный, грубый и хамоватый стиль общения менеджера увидят тысячи пользователей. Дайте себе время успокоиться, прежде чем реагировать на жалобу.


Лайфхак: Прогоните ответ через нейронную сеть и попросите сделать текст мягче и корректнее.


Как отвечать на фейковый отзыв


Проверьте, соответствует ли отзыв правилам

Единственный способ запросить удаление отрицательного отзыва — его содержание нарушает правила площадки. Отзывы проходят несколько этапов модерации, поэтому рецензии с очевидными нарушениями не публикуются.

Какие правила может нарушить автор фейкового отзыва?

  • Отзыв от постороннего лица
    Жену так уродливо покрасили в этом салоне, что пришлось развестись”

    Такой отзыв нарушает правила, так как описывает чужой опыт (супруга, друга, родственника или коллеги). Подобный отзыв с большой вероятностью будет удален.

  • У пользователя не было взаимодействия с бизнесом
    “Зашли за кофе в КофеЛайф по совету друзей, увидели цены на средний капучино (659 рублей!!!). Развернулись и ушли. Вы там че с ума посходили”

    Недовольство ценами или режимом работы тоже легко удаляются, так как посетитель не взаимодействовал с бизнесом (не пробовал ваши товары или услуги).

  • Слив личных данных
    “Сергей Евгеньевич Козлов совершенно некомпетентен, умеет только брать деньги и болтать. Его номер +7 (999) 999 99-**, заблокируйте заранее, чтобы не напороться на этого ворюгу”

    Оскорбления и публикация персональной информации — тоже нарушение правил платформы, но такое крайне редко пропускает система.


Проверьте, достоверность информации

Агентства по написанию заказного негатива хитрее и не нарушают очевидных правил. Но могут указать дату, когда компания не работала, или блюдо, которого нет в меню. В таком случае подайте жалобу на отзыв и опишите ситуацию, прикрепив доказательства.


  • Есть ли запись о клиенте с таким именем в вашей CRM-системе

  • Оставлял ли "клиент" отзывы на ваших конкурентов

  • Упоминал ли клиент товары или услуги, которых нет в компании

  • Указаны ли в отзыве неверные часы работы (например, вы не работаете каждый второй четверг месяца) или сотрудники, которые уволились или были на больничном

  • Готов ли клиент дать дополнительный комментарий


Также обращайте внимание на слишком общие обзоры. Конкуренты, как правило, не прилагают больших усилий для создания правдоподобных историй. Вместо этого они придерживаются расплывчатых фраз: Ужасный опыт», «Худшее место», не предоставляя никакого контекста.


Предложите "клиенту" связаться с вами

Каким бы раздражающим ни был фейковый отзыв, необходимо сохранить лицо, отвечая на него. Подчеркните важность критики для совершенствования бизнес-процессов в компании и предложите обсудить детали произошедшей ситуации.


Шаблоны

>> Мы относимся к отзывам очень серьезно. Однако боюсь, мы не можем найти ни одной записи, соответствующей вашим данным. Пожалуйста, свяжитесь с нами по телефону 999-999-99 для уточнения обстоятельств и компенсации негативного опыта.

>> Нам жаль слышать, что у вас был плохой опыт. Пожалуйста, свяжитесь с нами по телефону 999-999-99, чтобы предоставить более подробную информацию. Мысделаем все возможное, чтобы исправить ситуацию


Выводы

Каждый ответ на отзыв - это медийная акция, рассказывающая о политике компании, отношении к лояльным покупателям и взаимодействии с разочарованными клиентами. Крупные бренды задают высокую планку в быстром реагировании и урегулировании конфликтов для локального бизнеса. Общение с клиентами на отзовиках и геосервисов должно стать частью вашей маркетинговой стратегии, если вы хотите завоевать доверие аудитории.


Читайте также